Газета «7 дней» (Сан-Диего), №28 (475) 3 августа 2005 год
Вера в чудеса пронизывает всю культуру человечества. Хотя в современных людях больше скепсиса, но и сейчас немало тех, кто верит, что без каких-либо технических средств возможно ходить по воде, превращать мановением руки помидоры или опилки в золото, видеть будущее или потустороннее, летать в тонком теле по космосу… Знатоки магии объясняют возможность чудотворчества просто: это использование невидимых сил, или энергий, подобно тому, как наука использует невидимые человеческим глазом силы и энергии, создавая свои «чудеса»: электрический свет, телевидение, самолёты, компьютеры, мобильные телефоны… В эзотерической литературе даже встречается термин «техномагия», которым именуется привычное уже всем научно-техническое творчество; то есть наука считается разновидностью магии.
Практика развития оккультных, или сверхъестественных, сил стара, как сам этот мир. Уже в древней Индии она была хорошо разработана, описана и получила название Кундалини Йога. Основа её — это упорная ежедневная и многолетняя фиксация внимания на центрах энергии, или чакрах, локализующихся в тонком теле человека и незримо связанных с универсальной энергией космоса. Этих чакр много, но основных семь: на уровне макушки головы, между бровями, горловая, сердечная, пупочная, селезёночная и копчиковая (у каждой есть своё санскритское название: сахасрара, вишудха, аджна, анахата, манипура, свадхистана и муладхара). Постепенно в результате такой внутренней работы человек начинает ощущать раскрытие этих центров энергии и видеть появление у себя сверхъестественных способностей. Но так ли всё просто на практике, как в теории? И сладки ли плоды с древа волшебства?
Нам показалось важным познакомить наших читателей со взглядом на Кундалини Йогу выдающегося современного индийского философа и деятеля искусства Шри Чинмоя, который также является специалистом с мировым именем по вопросам Йоги. Ещё в семидесятые годы в ряде университетов США он прочёл лекции под названием «Кундалини: Мать-Сила». Выдержки из этих лекций мы и решили сегодня опубликовать. О самом Шри Чинмое газета «7 дней» писала в предыдущих номерах. Добавим только, что Шри Чинмой придерживается точки зрения, что истинное предназначение человека — это постижение и проявление своего высшего Я, что удовлетворяет бесконечно глубже и сильнее, нежели обладание оккультной силой.
Шри Чинмой: Здесь, на Западе, многие считают, что силы Кундалини Йоги – не что иное, как явное суеверие. Хочу сказать, что те, кто придерживается такой точки зрения, полностью ошибаются. Даже настоящие духовные Мастера исследовали Кундалини Йогу и на своем собственном опыте пришли к заключению, что скрытые оккультные силы несомненно существуют.
Чаще всего, сила Кундалини – проклятие, а не благословение. Если вы неправильно используете Кундалини силу, вам несдобровать. Вы разрушаете все свои возможности осознания Высочайшего, и Бог знает, как много инкарнаций потребуется вам, чтобы снова вернуться на правильный путь. Девяносто девять процентов времени Кундалини силой злоупотребляют. Но если вы правильно используете её, тогда вы получаете вдохновение делать что-то хорошее для мира. Очень часто люди совершают такую ошибку. Они пытаются поднять свою Кундалини традиционным путём, начиная с основания своего позвоночника; однако, их витал (эмоциональная, сексуальная природа человека – прим. Ред.) остается нечистым. В результате, у них появляется много витальных проблем. Они говорят: «О, до занятий йогой я был намного лучше. Я был чистым человеком, а теперь вся моя чистота покинула меня».
Если чакры открываются без предварительного очищения витала, особенно низшего витала, тогда человек может стать ненормальным, сумасшедшим… Многие люди стали безумными, когда открыли чакры до очищения. Пробуждение кундалини силы без предварительного очищения подобно тому, как дать нож маленькому ребенку. Велика вероятность, что он воспользуется им неправильно. Он может порезать палец или сделать что- то плохое, испортить что-то. Но имеющий зрелость взрослый человек воспользуется ножом, чтобы порезать фрукт и поделиться этим фруктом с друзьями.
Так что мы должны знать, желательно ли для нас пробуждение Кундалини.
Если вы хотите следовать путем Кундалини, мой скромный совет вам: вначале постарайтесь пробудить сердечный центр. Сердце относительно чисто. Витал или беспокойные эмоции будут очищены открытием этого центра. Если вы сможете вначале открыть сердечный центр и оттуда, взяв чистоту, войти в низшие центры, тогда нет опасности.
Кундалини Йога – Йога абсолютной чистоты. Это одна из наиболее священных Йог, и физическая, витальная, ментальная и психическая чистота здесь первостепенно важна. Три основных нерва – ида, пингала и сушумна (нервы тонкого тела человека, по которым протекает космическая энергия, – прим. Ред.) – ужасно и сразу же пострадают, если есть какое-нибудь сексуальное потворство себе. И плохо – не только физические отношения. Если человек наслаждается низшими витальными мыслями, нечистыми мыслями в своем уме, то это также пагубно. Многие концентрировались на центрах и были близки к тому, чтобы открыть их, но, к несчастью, они вошли в низший витальный мир.
Если человек действительно хочет изучать оккультизм, то две вещи должны быть полностью исключены. Я говорю о настоящем оккультизме, а не о черной магии и подобном, что всякому доступно. Две вещи должны быть исключены: страх и секс. Если есть страх, либо в физическом, либо в ментальном, либо в психическом (имеется ввиду более высокий уровень сознания человека, нежели уровень мышления, – прим. Ред.), тогда великие динамичные оккультные силы никогда не смогут развиться. И если есть низшие витальные движения, сексуальное потворство себе и нечистые мысли, тогда оккультная сила не может войти.
Тантрический метод опасен, потому что имеет дело прежде всего с низшим виталом и эмоциональной жизнью. Это динамичный и смелый подход. Человек либо очистит себя, храбро войдя в витальный мир, и с триумфом выйдет из него, либо он полностью потеряется в невежестве витального мира, если он внутренне недостаточно силён, чтобы победить там витальные силы.
Ведантический путь безопасен, потому что искатель концентрируется и медитирует, чтобы поднять, очистить и озарить своё сознание до того, как он попытается иметь дело с тёмными, нечистыми витальными силами, которые хотят связать его. Когда искатель входит в низший витальный мир со светом озарения, к своему большому удивлению он видит, что низший витал озарён, очищен и обожествлён.
Тантрический процесс требует от искателя постоянно сознавать внутреннее и восходящие движение от муладхара чакры к сахасрара чакре. Ведантический процесс требует от искателя постоянно осознавать эволюционирующее и освобождающееся сознание.
Если здесь кто-то хотел бы практиковать Кундалини Йогу, я советую этому искателю избрать Ведантический метод, который безопасен и, в то же время, надёжен. Если вы последуете Ведантическим путем, вы определённо, уверенно и безопасно достигнете Цели.
Во всех йогах вам нужен духовный учитель. В Кундалини Йоге иметь духовного учителя первостепенно важно. Если вы практикуетесь в других йогах, вам несомненно нужен мастер; Но если вы не позаботились о том, чтобы найти мастера, если вы хотите двигаться еле-еле, подобно индийской повозке, запряжённой волом, то – не беда. Другие пути не таят в себе опасности. Вы достигнете своего предназначения, через тысячи лет, в другой жизни, но нет особенной опасности в вашем путешествии без проводника. В Кундалини Йоге вы играете с огнём, если у вас нет истинного мастера, который бы обучал вас. Если духовные центры, особенно низшие центры – муладхара, свадхистана и манипура – открываются не своевременно, без полной подготовки, они могут навлечь несказанные беды на искателя. Учитель использует свою безграничную мудрость, чтобы сделать короче долгую дорогу ученика. Учитель использует своё глубокое сострадание, чтобы преобразовать трудную дорогу учеников в лёгкую и гладкую дорогу. Учитель использует свой озаряющий свет, чтобы устранить неуверенность из ума ученика, изменить её на абсолютную уверенность. Учитель использует свою неукротимую силу, чтобы отбросить в сторону все опасности, возникающие в начале и в конце путешествия ученика. Он также делает путь путём залитым солнцем, чтобы ученик мог бежать быстрее всего безопасно и беспрепятственно.
— Как узнать: настоящий – это учитель или нет?
Шри Чинмой. В духовной жизни истинный искатель, у кого есть искренность и посвящение, уже достиг небольшого внутреннего света. Поскольку он устремлен, Бог наделил его толикой света, и благодаря этому свету он обязательно увидит и почувствует что-то в истинном духовном мастере. Если человек по-настоящему продвинут в духовной жизни и совершает наибыстрейший прогресс в своём внутреннем путешествии, тогда его устремление будет наилучшим судьёй при оценке: подлинен мастер или нет. Лучший судья – это искреннее устремление человека.
Непросветлённый мастер может дурачить вас в течение дня или месяца, или лет, но он не может дурачить вас всегда. Если ваша собственное искреннее устремление на сто процентов чисто, и вы ничего не хотите, кроме истины, Бога, тогда Бог не будет вас удерживать неопределённо долго у не искреннего, не просветлённого мастера. Это невозможно!
Когда Кундалини пробуждена, она как обладание перочинным ножиком, которым человек может делать разные вещи. Но когда человек осознаёт Бога, он чувствует, что у него сила атомной бомбы. Когда личность осознаёт Бога, его божественное сознание взрывает атмосферу земли и распространяется вдоль и поперёк мира. Но когда пробуждена Кундалини, у человека есть только ограниченная сила. После пробуждения Кундалини, человек видит ограниченность Кундалини силы. Тогда он хочет идти выше, ещё выше, к высочайшему и, естественно, он будет идти вперёд до тех пор, пока не осознает бесконечную Цель.
Сын Бога, Иисус Христос, был на земле 33 года, только последние 3 года своей жизни он показывал чудеса. Но неужели вы думаете, что мир по-прежнему обожает его и поклоняется ему только потому, что он мог ходить по воде или воскрешать из мёртвых? Нет, не за его чудеса ему всё ещё поклоняются, а потому что он принёс вниз вечное сознание, бесконечное сознание. Шри Рамакришна (великий мастер йоги, живший в XIX веке, учитель выдающегося философа свами Вивекананды; известный французский писатель Ромен Ролан написал о них книгу, –прим. Ред.), практически не показывал чудес, и было много, много других духовных мастеров, не демонстрировавших чудес. Они чувствовали, что демонстрация чудес на физическом плане – ребячество по сравнению с тем, что они способны делать на духовном плане, в области сердца, где пребывают бесконечные покой, свет и блаженство.
Кундалини силы и все чудотворные силы на Земле мимолётны, потому что они – силы, связанные с землёй. Но сила высшего Я, сила трансцендентального Я бесконечно и бессмертна. Для духовного искателя самое важное на Земле – это пробуждение сознания и постижение этого Я, поскольку это вечно. Если кто-нибудь придёт сюда и покажет нам какие-то чудеса, мы будем очарованы. Но когда мы вернёмся домой, мы потеряем веру в то, что он сделал. Всё это покажется фокусами, трюками. И как долго мы можем ценить чародея в себе и перед собой? Но когда кто-то поднимает наше сознание хотя бы в течение секунды, или мы сами делаем это силой своего интенсивного устремления, тогда наша вера в это переживание не заканчивается, потому что это наше собственное внутреннее переживание. Нам нужно всё то, что длится вечно. В Бессмертии, во внутреннем Бессмертии мы нуждаемся; и оно приходит через пробуждение и рост нашего сознания.
Оригинальная публикация: