Перейти к содержимому

Общественная позиция и философские взгляды Шри Чинмоя

Шри Чинмой

Выдержки из интервью, лекций и книг

Шри Чинмой: Я внутренне чувствую, что мир совершает прогресс. Я не сторонник пессимистических представлений, мыслей и тому подобного.

Вопрос: Многие люди сказали бы, что мировая ситуация сейчас весьма напряженная.

Шри Чинмой: Эту историю мы слышим с незапамятных времен! Если почитать учебники истории о периоде четырехсотлетней давности, увидим, что там говорится о конце света и скверных людях. Можно даже начать с ведических времён. Все с начала творения говорят, что этот мир небожественен. Ладно, пусть он небожественен. Он и сейчас небожественен, но суть-то в том, что мы обращаемся к словам «божественный» и «совершенный». Это означает, что в нас живёт внутренняя потребность стать совершенными. Когда нам в голову приходит само представление о добропорядочности, это говорит о том, что мы хотим стать хорошими. Наша философия заключается в том, чтобы двигаться вперёд. Спринтер, стартовав, не возвращается назад. Он должен бежать вперёд до тех пор, пока не достигнет цели.

Личное совершенство первостепенно важно. Мир никогда не станет совершенным, пока не станет совершенным каждый человек в мире. Нельзя ожидать от всего мира, что он станет совершенным мгновенно. Но если достичь внутреннего личного совершенства, тогда постепенно будет расти и внешнее совершенство мира. Каждому из нас в первую очередь нужно решить собственные проблемы, то есть достичь собственного просветления. Распространять просветление можно только тогда, когда оно будет у нас самих. Но если мы говорим: «Ну, мир такой огромный, что изменится от того, что кто-то один стал просветленным?» — то здесь мы ошибаемся.

Сегодня станет просветленным один, завтра — двое и так далее. Медленно, но верно мы будем стараться проявлять божественное, которое внутри нас. Бесконечное терпение — вот что нам нужно. Давайте наберемся такого терпения, ведь в нём свет нашего непрерывно расширяющегося сознания.

Вопрос: Нужно ли нам заниматься делами мира, если мир катится вниз, а мы стараемся идти в гору?

Шри Чинмой: Чтобы кого-то возвысить, нужно быть хоть на палец выше него. Если вы чувствуете уверенность в себе, тогда поднимайте мир. Но если уверенности нет, а вы попытаетесь поднять другого, тот человек стянет вас вниз.

Я приехал сюда (в США — прим. ред.) не для того, чтобы нести какие-то социальные изменения. Я приехал на Запад только ради того, чтобы нести свет, быть полезным людям и помогать вывести наружу то, что в нас есть истинного. Если реальное проявится в вас, в нём, в ней, в каждом, мы увидим значительные перемены в обществе.

Общество похоже на дом. Если все жильцы станут совершенными, дом наполнится покоем, светом и гармонией. Коллективный прогресс проистекает из прогресса личного. Если я стану совершенным, если вы станете совершенным, если каждый станет совершенным, в социальных переменах не будет необходимости, вот увидите. Но если пытаться совершенствовать общество, в котором всё ещё полно несовершенных людей, мы потерпим досадное поражение.

Вопрос: Когда вы слышите о войнах, которые происходят в мире, и обо всех происходящих убийствах, обо всех забастовках, о которых мы слышим каждый день, что вы чувствуете?

Шри Чинмой: Да, это разочаровывающий опыт, но лучше этому выйти на передний план, чем оставаться внутри. Если есть что-то разрушительное внутри нас, то этому лучше выйти на передний план, чтобы в конечном итоге мы могли стать полезными и плодотворными людьми. Мы стараемся просветлять наши несовершенства и невежество, которые находятся глубоко внутри нашей природы. Желательно стараться просветлить их, пока они внутри. Но если это трудно, то мы выводим на передний план наше невежество. Наши несовершенства нужно выводить на передний план и просветлять их в нашей внешней жизни. Лучше всего просветлять их внутренне, пока они внутри нас. В конце концов у нас будет единство сердца и единая мировая семья.

Существуют две войны — внутренняя и внешняя. Внутренняя война — это война, в которой наше внутреннее существо, или душа, сражается с ограниченностью, невежеством, сомнением и смертью. Внешняя война — это война, в которой человек сражается с человеком, народ сражается с народом, страна со страной. Возникает вопрос: когда и как прекратятся эти войны? Эти войны могут закончиться только тогда, когда первой завершится война внутренняя, иначе говоря, когда во внутреннем мире внутреннее существо, или душа, победит невежество, страх, сомнение и смерть. Тогда во внешнем мире не будет необходимости вести войну.

Мы сражаемся потому, что глубоко внутри нас сидят дисгармония, страх, беспокойство и агрессия. Когда глубоко внутри нас разлиты покой, радость, свет и удовлетворенность, мы не будем навлекать на себя войну. Внешняя война прекратится, когда разрешится война внутренняя. Обе войны прекратятся, непременно прекратятся в процессе человеческой эволюции.

Мир не означает отсутствия войны.

Мир означает присутствие гармонии,

Любви, удовлетворения и единства.

О патриотизме

От патриотизма, от чувства национального мы движемся к интернационализму. Для ребенка мать — весь его мир. В матери и отце ему открывается весь мир. Несколько лет его занимают главным образом родители, а потом подключаются школа, колледж и его родной посёлок или город. Затем он чувствует, что его мир — весь его народ. Его видение постоянно расширяется, и в этом процессе он осознаёт, что ему принадлежит весь мир. Тут он слышит слово «духовное» и ощущает потребность в прогрессе не только у себя дома, но и в масштабе всего мира. Вот так, начав с патриотизма, человек в конечном счете приходит к интернационализму. Но если не любить свой народ, не будешь любить и другие народы. Можно и нужно идти от одного к множеству.

Я родился в индусской семье, так что меня можно назвать индусом. Другой человек — мусульманин, а третий — христианин. Но когда мы молимся и медитируем, мы входим в Универсальное Сознание, и это Универсальное Сознание становится неотъемлемой частью жизни. Тогда нет ни индуизма, ни ислама, ни христианства — есть только единство.

Вы можете сказать, что, раз вы родились в России, вы — русская душа. Но по мере обретения внутреннего опыта и духовного развития вы скажете, что принадлежите не только России, а всему Советскому Союзу. Затем постепенно вы начнёте говорить, что принадлежите всему миру. Я родился в Бенгалии. Так что я бенгалец. Бенгалия находится в Индии, значит я индиец. Индия расположена в Азии, следовательно, я азиат. Но Азия — один из континентов мира, поэтому я принадлежу всему миру. Я гражданин всего мира.

Любой человек сознательно или неосознанно совершает прогресс. Благодаря этому прогрессу душа человека видит и чувствует единство с другими. Меня можно назвать бенгальцем. Но благодаря своему внутреннему осознанию я могу сказать, что я космополит — так же, как Сократ, сказавший, что он принадлежит всему миру.


Вопрос: Есть ли какое-то различие между религиями? Требует ли йога отказа от всех религий?

Шри Чинмой: Фундаментальных различий между религиями нет, потому что каждая религия воплощает высшую Истину. Так что йога не противоречит никакой религии. Заниматься йогой может любой. Среди моих учеников есть католики, протестанты, иудеи, приверженцы других религий. Йогой можно заниматься независимо от религии. Если человека обучали индуизму, он может бояться принять католицизм и наоборот. Но по-настоящему устремлённому человеку, погружённому в духовность и йогу, не покажется трудным оставаться в собственной религии. Я призываю своих учеников не отказываться от их религий. Если они останутся в своей религии и будут практиковать духовную жизнь и внутреннюю дисциплину, это ускорит их движение, потому что их собственная религия будет неизменно придавать им уверенности в том, что они делают, и подкреплять то, чем они, собственно, в жизни занимаются. Так что я всегда говорю моим ученикам: придерживайтесь собственной религии, потому что йога не требует отказа от религии.

Моя философия воплощает квинтэссенцию всех религий. Я ценю все религии, восхищаюсь ими, но я не принадлежу какой-то конкретной религии. Я родился в индусской семье, поэтому я знаю все тонкости индуизма. Но я не практикую индуизм. Я не являюсь последователем какой-то конкретной религии. Моя религия в том, чтобы любить Бога и быть смиренным инструментом Бога. Индуизм — это как дом, Христианство — это другой дом, Иудаизм — еще один дом. Можно жить в разных домах, но при этом учиться в одной школе. Именно духовность, йогу нам придётся изучать в конечном счёте.

Духовность — это не просто терпимость. Это даже не принятие. Это чувство всеобщего единства. В духовной жизни мы смотрим на Божественное не только с позиции собственного понимания Бога, но и понимания каждого. Духовная жизнь твёрдо и уверенно берёт за основу единство в многообразии. Духовность — это не просто дружелюбие по отношению к вере других людей в Бога. Это абсолютное признание и принятие веры в Бога других как лично своей. Это трудно, но не невозможно, потому что это переживают и практикуют все духовные Учителя во все времена.

Религия — это дом, духовность — это гостиная, йога — комната для молитвы и медитации. Дом прекрасен, гостиная очень важна, комната для молитвы и медитации плодотворна.

Вопрос: Некоторые люди говорят, что не верят в Бога, но всё равно они хорошие и, похоже, счастливые люди. Чем это объясняется?

Шри Чинмой: Каким бы образом мы ни ценили реальность и как бы ни хотели отождествляться с реальностью, нужно чувствовать, что мы ценим Божественное и отождествляемся с Ним; и это Божественное мы называем либо Богом, либо Духом, либо Бытием. Если вам не хочется называть это Богом, вы имеете на это полное право. Тогда надо называть это счастьем. Счастье и есть Бог. Вы, может быть, цените красоту природы, и если вы счастливы, тогда переживаемое вами счастье и есть Бог.

Словом, если требуется дать Богу определение, то я скажу так: Бог есть счастье.

Бог есть всё, но каждому человеку нужно самому почувствовать, кто Бог для него. Бог может быть бесконечным Светом, бесконечным Сознанием, бесконечной Силой, бесконечной Радостью, бесконечным Блаженством, бесконечным Состраданием, бесконечной Энергией. Он может быть олицетворённым и обладать формой, а может быть безличностным и формы не иметь — так вода обладает формой в состоянии льда и не обладает ею в жидком состоянии.

Вопрос: В чём смысл жизни?

Шри Чинмой: Смысл жизни в том, чтобы проявлять внутреннюю божественность. Смысл жизни в том, чтобы стать сознательным инструментом, избранным инструментом Бога. Смысл жизни в том, чтобы проявлять высшую Истину, воплощенную в нас. Вначале Истину нужно увидеть и почувствовать. Затем Истину нужно раскрыть миру и проявить.

Вопрос: Мешает ли технический прогресс осознанию Бога?

Шри Чинмой: И да, и нет. Если современная техника служит выражением души, если в ней чувствуется связь с внутренней жизнью, внутренним бытием, тогда техника здесь помогает. Но зачастую мы видим, что техника и внутренняя жизнь разделены. Внешний мир с его жаждой успеха мчится к другой цели. С этим надо быть очень осторожными, ведь, какой бы успех ни принесла нам техника, по-настоящему реализовать свой потенциал мы не сможем, если в этом не будет души. И наоборот: душа оказывается в параличе, если внешняя жизнь с помощью научно-технического прогресса не поспевает за душой. Наука и духовность должны быть в гармонии и сегодня, и в будущем. Сейчас они, можно сказать, на ножах. Но для абсолютного осуществления Видения и Реальности Бога здесь, на Земле, наука и духовность должны развиваться в единстве. От духовности можно ожидать освобождения и осознания высшей истины, от техники и науки — материального воплощения высшей истины. Материальный мир лишь тогда достигнет постоянства вечных ценностей, когда внутри материального достижения будет осознание Истины. С другой стороны, если во внутренней жизни человека нет совершенства, материальный прогресс может вдохновить духовность выйти вперёд.

Вопрос: Что вы скажете о месте женщины в духовной жизни в наш век «эмансипации» и тому подобного? Каково подлинное место женщины и мужчины в духовном смысле?

Шри Чинмой: Божественный взгляд: нет ни мужчины, ни женщины. Божественный взгляд: они — единое целое. Мужчина — это лицо, женщина — улыбка. Без лица разве возможна улыбка? С другой стороны, что хорошего в лице, если на нём нет улыбки? Так что они важны в равной степени.


Выдержки из университетских лекций Шри Чинмоя, посвящённых Ведам и Упанишадам. Пройдите по ссылке:


Видео интервью с Шри Чинмоем, его публичные медитации найдёте по ссылке:

https://vimeo.com/srichinmoyyoga