Искусство как форма медитации.
Журнал «Личность и Культура» № 2, 2024
В 70-е годы прошлого столетия на Западе в области абстрактной живописи обратила на себя внимание и обрела немало поклонников живопись уроженца Индии Шри Чинмоя, который за короткий срок создал десятки тысяч свободных жизнерадостных ярких импровизаций (в основном акриловыми красками) с общим названием «Джарна-Кала» («Фонтан-Искусство»). Позднее художник увлёкся графическим изображением символических птиц (как бы развивая тему «Голубя Мира» Пикассо), нарисовав гигантское количество таких рисунков (миллионы!), назвав серию «Птицы-души, мечтающие о свободе и покое».
Картины Шри Чинмоя выставлялись в известнейших музеях и галереях мира: Зале Карусель, Лувре (Париж), Музее Метрополитен (Нью-Йорк), Музее Александра Кенинга (Бонн), Смит-Гэллэри (Лондон), Национальном Центре Искусств (Оттава), Здании ООН в Женеве, Галерее Мира-Единства (Цюрих), Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург), Центральной библиотеке Кембриджа, Культурном Центре Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве и других.
Вот несколько отзывов с его выставок…
«Эти картины – проявление на физическом плане его внутренних медитаций, отражение в оптическом спектре того, что внутренне приходит к нему реальными, живыми переживаниями. В них выражается более высокий уровень сознания».
Т.Дж. Берген, секретарь Галереи современного американского искусства
«Художественное творчество Шри Чинмоя — это красноречивое доказательство просветленной веры в то, что живопись может оказать глубокое воздействие на симпатии и понимание между людьми».
Айвэн Гаскелл, куратор картинной галереи Художественного музея
при Гарвардском университете.
«В искусстве Шри Чинмоя проявляется умение играть, которое не перепутаешь с заурядностью. Оно рождается там, где берёт начало наше стремление к высочайшему. Очень немногие художники осмеливаются так играть».
Амал Гхош, художник, преподаватель Центрального колледжа живописи и дизайна, Лондон.
Шри Чинмой был не просто художником, а авторитетным мастером йоги, преподававшим медитацию при штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (по приглашению Генерального секретаря ООН У Тана) в течение 37 лет. Он выступал с лекциями по индийской культуре, философии жизни и творчества более чем в двухстах университетах мира. Он также написал тысячи стихотворений и песен, исполнял свою музыку на больших концертах, используя десятки инструментов, основал всемирную факельную эстафету в олимпийском стиле «Бег Гармонии». На своём примере Шри Чинмой продемонстрировал, что йога и медитация может быть серьёзным подспорьем человеку в творческой деятельности и в жизни, стремящейся к прогрессу и успеху. В 2004 году Шри Чинмой побывал в Москве и Санкт-Петербурге с концертами, лекциями и гуманитарной миссией (он финансово поддержал открытие клиники «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачевой»).
На выставках абстрактного искусства посетители нередко спрашивают: «Что хотел выразить художник? Какой смысл у этих работ?» О своих импровизационных красочных узорах Шри Чинмой однажды сказал так: «Моё искусство не согласно подписываться под утверждением, что миром правит уныние». Он смотрел на искусство как на путь проявления духовного уровня сознания: радости, покоя, любви, молитвенности… И сегодня мы предлагаем познакомиться с выдержками из многочисленных интервью и лекций Мастера на тему творчества.
Шри Чинмой: Духовность и искусство всегда идут вместе к одной цели. Можно сказать, что духовность — это дорога, ведущая к месту назначения, а искусство — это путник, идущий по этой дороге. Если по дороге никто не ходит, то дорога безжизненна. Если по ней не едут, не ходят, она кажется бесполезной. Опять же, если дороги нет, как путник доберётся до места назначения? Искусство — это путешественник по земле, паломник, а духовность — это дорога. Когда оба достигают общей цели, приходит общее удовлетворение. И искусство, и духовность имеют одну Цель, и эта Цель — высшая Радость, высший Восторг.
Духовность не означает пребывать в пещере или на вершине Гималаев. Она не означает молитву и медитацию в каком-то углу. Нет! Духовность означает божественное осуществление жизни, божественное откровение и божественное проявление жизни. Жизнь в её полном расцвете называется духовностью. Жизнь должна распускаться лепесток за лепестком, а затем, когда она становится настоящим цветком, это называется духовностью. В нас должна проявиться божественная улыбка, Улыбка Всевышнего. Когда она проявляется, мы называем это духовностью. Духовность означает принятие жизни в во всех её проявлениях и каждую секунду видеть Творца, создающего и танцующего в каждом действии. Каждую секунду нам нужно чувствовать, что внутри нас танцует Всевышний. Он танцует, потому что Он чего-то достигает и становится кем-то в нас и через нас.
Является ли сфера искусства ещё одной формой медитации?
Шри Чинмой: Это зависит от вида искусства. Если это духовное искусство, то, конечно, это форма медитации. Но если вы играете небожественную музыку, пишете невыносимые книги или погрузили свой ум в сточную канаву, рисуя что-то, это не медитация. Если во время творчества ваше сознание находится в низшем витальном мире, это не будет формой медитации. Но если вы поёте что-то душевное или находитесь в очень высоком сознании во время творческого процесса, если вы божественным образом отдаёте себя объекту или субъекту, с которым в контакте, тогда вы определенно занимаетесь своего рода медитацией. Нужно понимать, что вы создаёте и где находится ваше сознание, пока вы это делаете.
Можем ли мы использовать медитацию для развития нашей творческой способности?
Шри Чинмой: Конечно! Молитва и медитация — единственный путь. Многие люди не рождаются поэтами или художниками. Но, практикуя медитацию, они привносят в свою систему литературные способности, способности к живописи, музыкальные способности, потому что медитация означает новую жизнь. Когда в тебя входит новая жизнь, ты становишься новым человеком. Раньше вы, скажем так, не были художником. Бог дал вам особый тип жизни, с особыми способностями. Но когда в вас входит новая жизнь, это означает, что появляется новая возможность, новый путь, новый свет. В это время вы легко сможете приобрести способности к искусству.
Как определить, духовно произведение искусства или нет?
Шри Чинмой: Если произведение искусства заставляет чувствовать, что внутри него живёт самый красивый ребёнок, тогда становится ясно, что это одухотворённое произведение искусства. Если видишь внутри него прекраснейшего ребёнка и чувствуешь, что этот ребёнок разговаривает с тобой, а ты разговариваешь с ним, тогда понимаешь, что это одухотворенное искусство.
Помогает ли интерес человечества к исполнительскому искусству мировому прогрессу?
Шри Чинмой: Танцы, театр и музыка призваны способствовать мировому прогрессу. За устремлением обязательно следует реализация, а за реализацией обязательно следует проявление. Если исполнители делают всё с божественным настроем, чтобы каким-то образом вдохновить и возвысить публику, то это, безусловно, помогает публике прогрессировать. В противном случае неправильный мотив исполнителей и неправильный мотив зрителей не смогут помочь делу.
Геометрия и искусство как соотносятся друг с другом?
Шри Чинмой: Искусство одновременно конечно и бесконечно. Геометрия предлагает нам послание о том, что конечное движется к бесконечному. Иногда геометрия хочет предложить нам взглянуть на Бесконечное в самом конечном. Искусство тоже делает это, но когда искусство делает это, оно делает это тонким, деликатным и волнующим душу способом. Геометрия делает это сухим, однонаправленным способом, интеллектуальным умом, развитым мозгом.
В йоге говорят о центрах энергии в теле, о чакрах. Существует ли центр искусства и стоит ли нам концентрироваться на нём, прежде чем приступить к творчеству?
Шри Чинмой: Горловая чакра — духовный центр искусства. Если вы сможете открыть этот центр, то вы сможете стать очень хорошим музыкантом или очень хорошим художником любого рода. В этом центре можно развивать все виды художественных способностей. Трудность в том, что если в вас недостаёт чистоты, то, открыв этот центр и став великим художником, всё будет ради имени и славы, и всё ваше устремление к истине уйдёт. Когда вы открываете горловой центр, а ваш пупочный центр и нижние центры не очищены должным образом, тогда, как только вы что-то создадите, внимание мира понизит ваше сознание. Может случиться так, что вы будете творить только для аплодисментов мира, а не с идеей служить Богу своим творчеством. Если у вас нет внутренней уверенности в чистоте, лучше всего молиться Всевышнему, чтобы тот очистил вас и просветил ваше сознание, чтобы вы не выпали из духовной жизни, когда вы обретете безграничные творческие способности, открыв эту чакру. Но если вы сознательно установили в своей жизни определенный стандарт покоя, света и блаженства, то вы смело можете открыть этот центр и создавать что-то прекрасное, значимое и вечное.
Каждому ли человеку нужны творческие способности, если не в этой, то в следующей жизни?
Шри Чинмой: У каждого должны быть творческие способности. Либо в этом воплощении, либо они достигнуты в предыдущем воплощении, либо в каком-то будущем воплощении каждый будет обладать творческими способностями. Одной из форм художественных способностей является умение что-то рисовать или играть на музыкальном инструменте. Но сама жизнь также может быть искусством. Насколько человек искренен с самим собой, насколько он искренен с Богом, насколько он предан Истине — это тоже искусство. В этом особом искусстве никому не отказано. Это искусство, являющееся высшим искусством, может иметь каждый. Остальные виды искусства подобны ветвям, ответвляющимся от искусства, которое есть древо жизни. Если на одной конкретной ветке растут самые вкусные плоды или красивые цветы, это, несомненно, добавляет красоты и богатства самому дереву.
Шри Чинмой (1931-2007)
Источник: Sri Chinmoy, Art’s Light and Soul’s delight, New York: Agni Press, 1974
Больше изображений картин Шри Чинмоя найдёте по ссылке..
https://disk.yandex.ru/d/Lcg2fXPQTYa
Оригинальная публикация