Перейти к содержимому

Краски любви и мира, или «Когда рассветает Новый год…»

Газета «Октябрьский нефтяник», Республика Башкортостан. 8 января 2011 года.

У вас не бывает ощущения, что живем мы очень скучно, уныло и приземленно? Ну ходим (или уже не ходим) на работу, что-то читаем, говорим, заходим в магазины, покупаем продукты, готовим ужин, включаем телевизор или компьютер, пытаясь скрасить одиночество виртуальным общением… И в большинстве своем понимаем, что «так жить нельзя», нужно что-то менять… И меняем. Чаще всего – цвет волос или прическу , старые обои – на новые, деревянные окна – на пластиковые, покупаем новую мебель. В какой-то мере это вносит в наш быт «оживляж», но и эта новизна скоро надоедает.

И даже любимый в детстве праздник – новый год – уже не радует. Дед мороз воспринимается как не вполне трезвый мужчина по вызову, с искусственной бородой, традиционно облаченный в урашенный блестками халат. Застолье превращается в «долгоигающую» пьянку, а за подарки надо расплачиваться другими подарками – чтобы не быть обязанной… И поздравлять друг друга «с Новым годом, с новым счастьем», не имея представления о том, как это новое счастье должно (может) выглядеть.

Это я к тому, что 15 декабря в историко-краеведческом музее открылась уникальная выставка человека, который знал, как счастье выглядит визуально, он рисовал его, вернее, свои ощущения от этого великого, всепоглощающего и трудноуловимого чувства. Более того, он знал, как стать счастливым, и пытался научить этому других: «Каждый раз, когда ты вступаешь в Новый год, будь решителен чтобы не принести с собой свое прежнее «я». Открой путь новой жизни. Ты будешь счастлив. Закрой путь старой жизни. Ты будешь счастлив. Так говорил, думал и жил автор представленных в музее работ – один из самых самобытных художников современности, уроженец Индии Шри Чинмой (Чинмой Кумар Гхош).

Думаю, что его имя известно далеко не всем октрябрьцам , поэтому есть смысл рассказать об этом удивительно плодотворном человеке – мыслителе, философе, писателе, поэте, художнике, спортсмене, музыканте и инициаторе ряда международных общественных программ.

Шри Чинмой родился 27 августа 1931 года в небольшой деревушке Шакпура в Восточной Бенгалии. Восемь лет (с 12 лет и до 20) он провел в ашраме (духовная община). Его жизнь была наполнена интенсивной духовной практикой, медитациями, продолжавшимися до 14 часов в день, а также творчеством – сочинением стихов, эссе, духовных песен, занятиями спортом.

Следуя внутреннему зову, в 1964 году Шри Чинмой переехал в Нью-Йорк, где начал делиться своими духовными наработками со всеми, кто искренне искал света, гармонии, мира. Шри Чинмой предлагал и предлагает нам нелегкий путь к себе. Это путь Сердца, Любви, Прощения, Посвящения и Отречения:

Если ты хочешь, чтобы после тебя

Мир стал лучше, чем до тебя,

Тогда живи сердцем сострадания

И жизнью заботы.

В понимании Шри Чинмоя, духовность – это не уход из мира, а средство преобразования его. Частью бескорыстного служения человечеству являлись проводимые Шри Чинмоем медитации мира в ООН в Нью-Йорке, его многочисленные встречи с политическими и религиозными деятелями разных стран, в том числе и с Михаилом Горбачевым (дважды), частные лекции в крупнейших университетах мира, концерты, выставки живописных и графических работ.

Шри Чинмой начал рисовать в возрасте 43 лет. Он создал тысячи картин, представляющих собой интуитивное, самопроизвольное взаимодействие света, цвета и ритмов. Эта живопись – проявление его внутренних медитаций, это спонтанное творчество, названное им «Джарна-Кала», что в переводе с бенгальского означает «Фонтан-Искусство». Шри Чинмой любил работать разноцветными акриловыми красками,. Используя кисти всех размеров и форм, губки и даже подушечки пальцев. Он надеялся, что его живопись разбудит в душах людей желание приостановиться, задуматься о красоте и богатстве внутренней жизни. Каждая из его работ словно взывает к нам: «Я вижу, чувствую и понимаю любовь (гармонию, прощение, милосердие, покой) так, а что думаешь, как видишь это чувство ты?»

В графике Шри Чинмоя особое место занимает образ птицы, повторенный в 18 миллионах рисунков. Парящая птица, по мысли художника, напоминает нам о душе, которой обладает каждый. Обычно у Шри Чинмоя уходило несколько секунд, чтобы набросать плавные округлые линии, из которых рождался рисунок…

Его работы получили признание во многих странах и более 34 лет выставляются в галереях по всему миру. Живопись и графика Шри Чинмоя экспонировались в Национальной галерее в Оттаве, в здании ООН в Нью-Йорке, в галерее Молл в Лондоне, в институте Содружества в Эдинбурге и в других крупных залах, культурных и общественных центрах планеты. В 2004 году состоялась выставка живописи Шри Чинмоя в Москве, в культурном центре посольства Индии и в Музее современной истории России.

В 2006 году новая графическая серия рисунков птиц-душ, выполненных на специальной французской антикоррозийной акварельной бумаге акриловыми красками с использованием фетровых карандашей, экспонировалась в зале Карусель в Лувре (Париж).

По многогранности своих талантов и устремлений Шри Чинмой сравним с Леонардо да Винчи. Он – композитор исполнитель, плодотворный писатель и поэт. Кроме того, с юных лет Шри Чинмой активно занимался спортом и добился выдающихся достижений в поднятии тяжестей нетрадиционным способом, он являлся вдохновителем ряда спортивных соревнований по легкой атлетике, триатлону и плаванью. Шри Чинмой был инициатором нескольких пробегов мира. В 1991 году один из них прошел по 73 странам и длинна его составила более 50000 километров. Бегуны передавали горящий факел из рук в руки как символ мира и доброй воли. Не случайно Нобелевский комитет рассматривал возможность присуждения ему Нобелевской премии мира.

Шри Чинмой ушел из жизни 11 октября 2007 года в Нью-Йорке, в возрасте 76 лет. Но память об этом удивительном человеке жива. Выставка в Октябрьском была организована его учениками и сподвижниками.

Абстрактные картины Шри Чинмоя, кажущиеся простыми и даже «детскими» на первый взгляд, обладают особой притягательностью и дарят нам ощущение гармонии. Словно энергия творчества и внутренней радости, идущая из сердца художника-мудреца, передается каждому посетителю музея. Видимо, именно этим обьясняется то, что «Джарна-Кала» завоевала признание и любовь во многих странах мира.

Специалисты Военно-медицинской академии и государственного медицинского университета им. И. Павлова в Санкт-Петербурге подтвердили гармонизирующий эффект, оказываемый картинами и музыкой Шри Чинмоя на состояние человека. Так что, как говорится, хоть поверьте, хоть проверьте…

Оригиналы картин Шри Чинмоя выставлялись в музее Виктории и Альберта в Лондоне, в здании ЮНЕСКО в Париже, в центре изобразительных искусств г. Маракайбо (Венесуэла) и других известных музеях и залах. В Октябрьском музее мы, разумеется, видели копии работ художника, но копировально-множительная техника в наши дни так далеко шагнула вперед, что копии от оригиналов могут отличить только специалисты.

На мой взгляд, глубоко символично, что октябрьцы увидели рисунки Шри Чинмоя перед наступающим Новым годом и в дни новогодних каникул. Почему? Потому что мастер считал, что в канун нового года на земле рассветает новое сознание: «Бог еще раз вдохновляет каждое творение и каждого человека новой надеждой, новым светом, новым покоем и новой радостью». А это значит, что у каждого из нас появляется счастливый шанс измениться, стать лучше, сильнее, добрее, превзойти самих себя, выйдя за пределы своих нынешних способностей и достижений.

Г.Викторова.

***

Оригинальная публикация: