Вестник «Здоровый образ жизни»
(«ЗОЖ», приложение к газете «Советский спорт», №35 (5), 36 и 38, 1994 год)
О концентрации и медитации,
выдержки из книг Шри Чинмоя
Концентрация означает внутреннюю бдительность и зоркость. Воры повсюду вокруг нас и внутри нас. Страх, сомнения, тревога и беспокойство – это внутренние воры, пытающиеся украсть наше внутреннее равновесие и покой ума. Когда мы научимся концентрации, этим силам будет очень трудно проникнуть в нас. Если сомнение проникнет в наш ум, сила концентрации отгонит его прочь. Сейчас мы – жертвы непросветлённых, мрачных, разрушительных мыслей, но придёт день, когда благодаря силе нашей концентрации беспокоящие мысли будут сами бояться нас.
Когда мы концентрируемся, мы подобны пуле, входящей во что-то, или магниту, притягивающему к нам объект концентрации. В это время мы не позволяем войти в наш ум никаким мыслям, будь то божественная или не божественная, земные или небесные, хорошие или плохие. В концентрации весь ум должен быть сфокусирован на конкретном объекте или субъекте. Если мы концентрируемся на лепестке цветка, мы пытаемся почувствовать, что ничего больше не существует в целом мире, кроме лепестка. Мы не смотрим ни вперёд, ни назад, ни внутрь, ни наружу; мы только стараемся постичь объект нашей однонаправленной концентрации. Это не агрессивный путь вхождения во что-либо. Это концентрация, исходящая непосредственно от неукротимой воли души или силы воли.
Когда вы хотите практиковать концентрацию на объект, вам следует выбрать что-то, что даёт вам непосредственную радость, если у вас есть духовный учитель, его портрет даст вам непосредственную радость, если у вас нет учителя, выберите нечто прекрасное, божественное чистое, подобное цветку, например.
Очень часто я слышу, как устремлённые люди говорят, что они не могут концентрироваться более 5 минут. После 5 минут у них начинается головная боль или они чувствуют, что голова в огне. Почему? Это потому, что их сила концентрации исходит из интеллектуального ума, или, можно сказать, дисциплинированного ума. Ум знает, что он не должен блуждать; уж это он знает. Но если ум использовать правильно, добиваясь его просветления, тогда в него должен войти свет души. Когда свет души входит в ум, становится исключительно легко концентрироваться на чём-либо часами. В течение этого времени не будет ни мысли, ни сомнения, ни страха. Никакие негативные силы не смогут войти в ум, если он переполнен светом души.
Во время концентрации нам нужно почувствовать, что её сила исходит из сердечного центра (центр груди – прим. ред.) и затем поднимается к третьему глазу (между бровями, чуть выше). В Сердечном центре находится душа. Когда в это время мы думаем о душе, лучше не составлять о ней никакого особого представления и не думать, на что она похожа. О ней лучше думать, как о представителе Бога или как о беспредельном свете и восторге. Когда мы концентрируемся, нам следует чувствовать, что свет души приходит из сердца и проходит через третий глаз. Затем, с этим светом мы входим в объект концентрации и отождествляемся с ним. Заключительный этап концентрации – это открытие скрытой предельной истины в объекте концентрации.
Упражнения в концентрации
Сконцентрируйтесь только на одном-единственном объекте. Если вы хотите концентрироваться на кончике своего большого пальца, начните с воображения. Представьте, что вам принадлежит только большой палец. Нет больше ничего, что вам бы принадлежало. Остальное тело не ваше, только большой палец ваш. Если вы хотите концентрироваться на кончике своего носа, чувствуйте, что вы обладаете только носом; у вас нет глаз, рта, ушей и губ. Если вы начинаете думать о чём-то ещё, чувствуйте, что вы входите на чужую территорию. Таким путём вы разовьёте свою силу концентрации.
Вы свободны избрать любую часть своего тела для концентрации. Но старайтесь не концентрироваться на своей руке или ноге. Концентрируйтесь на какой-то очень небольшой части своего тела: глазе или носе, или кончике пальца. Чем меньше объект, тем он удобнее для концентрации. Если вы хотите достичь очень хорошей концентрации, попробуйте следующее упражнение. Возьмите какой-то материальный объект и поместите его на стену на уровне глаз. Держите свои глаза открытыми, всегда лучше концентрироваться с открытыми глазами. Смотрите на объект, начните концентрацию. Теперь войдите в объект силой своей концентрации. Вы должны сосредоточить всё своё внимание и переместиться на другую сторону объекта, пройдя сквозь него. Оттуда начните концентрацию. Вы там, ваше тело здесь. С другой стороны объекта вы начали концентрироваться и смотреть на своё собственное тело. Когда вы хотите усилить концентрацию, отождествляйте себя с чем-то крошечным, насколько это возможно.
Концентрация на чёрную точку
Сначала умойте лицо и глаза холодной водой. Затем сделайте точку на стене на уровне глаз. Точке следует быть только чёрного цвета. Встаньте лицом к ней на расстоянии примерно 25 см и сконцентрируйтесь на ней. Через несколько минут постарайтесь почувствовать, что когда вы вдыхаете, ваш вдох на самом деле исходит из точки, и эта точка тоже вдыхает, получая своё дыхание от вас. Почувствуйте, что вас двое: вы и чёрная точка. Ваше дыхание приходит из точки, а её дыхание из вас.
Смотрите на неё широко открытыми глазами и затем постепенно закрывайте свои глаза, но не до конца. Старайтесь слегка видеть чёрную точку. Затем откройте глаза так широко, как возможно. Повторите упражнение снова: глаза широко открыты, затем резко прищурьте их. После того, как вы проделаете это с успехом несколько раз, держа глаза открытыми, пытайтесь почувствовать, что сверлите отверстие в стене и входите. С решимостью пройдите сквозь стену. На несколько минут вы увидите, что тело здесь, но что-то от вас перешло на другую сторону стены. Сила вашей концентрации перенесла вас на другую сторону стены. Чувствуйте, что с этой стороны стены — и с той стороны — сила души. Сила души перешла на другую сторону стены. Таким образом из своего тела вы смотрите на свою душу и из своей души вы смотрите на своё тело. Позвольте телу видеть способности души и пусть душа видит рвение тела стать единым с душой. Если вы сумеете выполнить это упражнение, сила вашей концентрации безмерно и очень быстро увеличится.
Мой друг – сердце
Так же, как вы можете концентрироваться на кончике своего пальца или на свече или на каком-то другом материальном объекте, вы можете концентрироваться на своём сердце. Вы можете закрыть глаза или смотреть на стену, но всё время думать о своём сердце, как о дорогом друге. Когда такое размышление становится наиболее интенсивным, когда оно полностью поглощает ваше внимание, тогда это значит, что вы вышли за пределы обычного размышления и вошли в концентрацию. Физически вы не можете посмотреть на своё духовное сердце, но вы можете сфокусировать на нём своё внимание. Тогда постепенно сила вашей концентрации входит в сердце и полностью уводит вас из царства ума.
Если вам не присуща чистота в очень высокой степени, если вашим сердцем владеют неисчислимые тёмные желания, то прежде чем концентрироваться на сердце, вам следует призвать чистоту. Когда вы чувствуете живой алтарь глубоко в самых уголках вашего сердца – это и есть чистота. Когда вы чувствуете божественное присутствие внутреннего алтаря, то вы сразу же очищаетесь. В это время ваша концентрация на сердце будет наиболее эффективной.
Пульс жизни
Некоторые люди предпочитают концентрироваться на биении своего сердца. Если вы хотите так сделать, не бойтесь, что сердце остановится и вы умрёте. Если вы хотите быть настоящим героем своей духовной жизни, вы можете практиковать концентрацию на сердцебиение. Это для вас бесценная возможность войти в бесконечную жизнь. Всякий раз, когда вы слышите звук своего сердцебиения, вы непосредственно почувствуете в нём свою бесконечную, бессмертную жизнь.
Внутренний цветок
Для этого упражнения вам понадобится цветок. С полуоткрытыми глазами несколько секунд смотрите на весь цветок. Когда вы концентрируетесь, пытайтесь почувствовать, что вы – цветок. В то же время чувствуйте, что этот цветок растёт в сокровенных уголках вашего сердца. Почувствуйте, что вы – цветок, и вы растёте внутри своего сердца.
Затем постепенно концентрируйтесь на одном отдельном лепестке цветка. Почувствуйте, что этот лепесток – зародышевая форма вашего существования. Через несколько минут снова концентрируйтесь на всём цветке и почувствуйте, что он – всеобщее, универсальное существование. Так перемещайтесь вперёд и назад, концентрируясь сначала на лепестке-зародышевой формы существования реальности, а потом на всём цветке-универсальной реальности. Делая это, старайтесь не допускать у себя ни одной мысли. Постарайтесь привести свой ум к состоянию полного покоя, безмолвия и тишины.
Через некоторое время закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь увидеть в своём сердце цветок, на который концентрировались. Затем, таким же образом, как вы концентрировались на физическом цветке, мягко, закрыв глаза, сконцентрируйтесь на цветке в своём сердце.
Внутреннее пламя
Представьте внутри своего сердца пламя. Пусть сначала оно будет крошечным. Но однажды оно станет мощным и озаряющим. И каждый день перед молитвой и медитацией старайтесь представить, что внутри вашего сердца пламя, разгорающееся пламя. И, пожалуйста, старайтесь представлять, что это пламя озаряет ваш ум. Затем вы постепенно увидите полоску света внутри своего ума. Когда ваш ум становится озарённым, ему очень, очень легко концентрироваться в течение долгого времени и наиболее сильно.
Методы требуют практики. Есть много вещей, которые очень легко даются с практикой, но лишь потому, что мы не практикуем их, мы не получаем результата.
***
Когда мы концентрируемся, мы фокусируем всю нашу энергию на выбранном явлении для того, чтобы раскрыть его тайное. Когда мы медитируем, мы поднимаемся ко всё более высокому сознанию. Концентрация хочет проникнуть в объект, на который она направлена. Медитация хочет жить в безбрежном просторе безмолвия. В процессе концентрации мы стараемся перенести сознание объекта непосредственно в область нашего знания. В медитации мы переходим из нашего ограниченного сознания в более высокую и обширную область.
Если вы хотите отточить свои способности – концентрируйтесь. Если вы хотите углубиться – медитируйте. Работа концентрации – расчищать дороги, медитация же хочет идти глубоко внутрь или высоко вверх. Концентрация хочет схватить то знание, на которое нацелена, медитация хочет отождествиться с тем знанием, которое ищет.
Медитация вчера – это испытываемая человеком жажда вечной, бесконечной и абсолютной истинности. Она означает наше сознательное вырастание в бесконечное. В процессе медитации мы входим в не занятый ничем, спокойный, тихий ум создаём такую возможность, когда сама бесконечность питает и воспитывает нас.
В западном мире мы больше слышим о молитве, чем о медитации. Вот различие между молитвой и медитацией: когда мы молимся, мы говорим, а Бог слушает; когда мы медитируем, Бог говорит, а мы слушаем. В наших молитвах часто присутствует неуловимое желание чего-то добиться или кем-то стать. Мы говорим: «Господь, я отдаю тебе свою молитву, так что, пожалуйста, сделай что-нибудь для меня. Пожалуйста, помоги мне, спаси меня, дай мне реализацию. Но в медитации мы не просим Бога ни о какой помощи, ни о каком даре или божественном качестве, мы просто входим в море его реальности.
Самая высшая молитва та, которую предложил нам спаситель Христос: «Да будет Воля Твоя». Эта молитва абсолютно наивысшего уровня и это также начало медитации. В медитации мы ничего не говорим, ни о чём не думаем, ничего не хотим. В мире медитации высочайшее действует в нас и через нас для своего собственного исполнения.
Упражнения в медитации
1. Пожалуйста, представьте цветок внутри своего сердца. Предположим, вы предпочитаете розу. Представьте, что роза не полностью расцвела; она ещё бутон. Промедитировав две-три минуты, попытайтесь, пожалуйста, представить, что бутон лепесток за лепестком раскрывается внутри вашего сердца. Затем, через 5 минут попытайтесь почувствовать, что сердца нет совсем, есть только цветок внутри вас, называемый сердцем. У вас нет сердца, есть только цветок. Цветок стал вашим сердцем или ваше сердце стало цветком.
Через 7-8 минут, пожалуйста, почувствуйте, что этот цветок-сердце заполнил всё ваше тело. Вашего тела здесь больше нет; с головы до ног вы можете чувствовать аромат розы. Если вы посмотрите на свои ступни, вы немедленно ощутите аромат розы. Если вы посмотрите на свои колени, вы ощутите аромат розы. Красота, аромат и чистота розы заполнили всё ваше тело. Когда вы ощутите с головы до ног, что вы стали только красотой, ароматом, чистотой и восторгом розы, тогда вы готовы занять место у ног Всевышнего.
2. Представьте что-то очень просторное и спокойное. Когда вы начали медитировать, чувствуйте, что внутри вас – просторный океан и что вы погрузились на его дно, где всё – в спокойствии. Если вы можете отождествить себя с этим просторным океаном, полным спокойствия, тогда вам будет очень легко медитировать.
3. Медитация подобна погружению на дно моря, где всё тихо и спокойно. На поверхности могут быть миллионы волн, но море не затронуто ими ниже. В своих глубочайших глубинах море – само спокойствие. Когда мы начинаем медитировать, мы стараемся достичь своего собственного внутреннего существования, пусть нашим внутренним существованием будет дно моря. Тогда, когда приходят волны из внешнего мира,
мы не затронуы ими. Страх, сомнения, беспокойство и вся земная суматоха только уносятся прочь, потому что внутри нас – прочный покой. Мысли не могут затронуть нас, потому что наш ум – сам покой, само молчание, само единство. Подобно рыбам в море, они прыгают и плавают, но не оставляют и следа. Таким образом, когда мы в глубочайшей медитации, мы чувствуем, что мы – море и животные в море не могут задеть нас.
4. Держите глаза полуоткрытыми и представьте себе безбрежное небо. Вначале постарайтесь почувствовать, что небо перед вами; затем постарайтесь почувствовать, что вы также безбрежны, как небо, или что вы – то самое безбрежное небо. Через несколько минут, пожалуйста, закройте глаза и попробуйте увидеть и почувствовать небо внутри своего сердца. Пожалуйста, почувствуйте, что вы – универсальное сердце и что внутри вас – небо, на которое вы медитировали и с которым отождествляли себя. Ваше духовное сердце бесконечно просторнее неба, так что вы легко можете вместить в себя небо.
5. Когда вы медитируете, постарайтесь, чтобы ваш ум принял три качества: чистоту во всём вашем существе, скромность во всём вашем существе и благодарность в каждом вашем члене, в каждой клетке. Когда вы вдыхаете и выдыхаете, почувствуйте, что река божественного сознания протекает через вас без какого-либо принуждения или усилия. Почувствуйте, что эта река божественного сознания втекает и вытекает в постоянном единстве с источником, Всевышним.
6. Сразу после медитации вам следует почувствовать, что свет из сердца подобен реке, текущей во все части существа. Вода сознания, река сознания находит наилучший путь для продвижения к другим частям вашего существа. Таким образом, страха не может быть совсем. В это время вы почувствуете связь между сердцем и другими частями существа. Таким образом, когда медитируете, медитируйте на сердце. И затем старайтесь покоем, светом и блаженством сердца пропитать всё своё существо.
7. Пожалуйста, попробуйте почувствовать, как белый столбик света поднимается из вашего сердца, из вашего сердечного центра. Представьте, что этот белый столбик света пронзает макушку вашей головы, останавливается над вами на высоте трёх дюймов. Почувствуйте, что вы не что иное, как этот свет. Почувствуйте, что он абсолютно ваш. Когда вы чувствуете, что он ваше собственное существование, ваши проблемы неминуемо разрешатся.
8. Пытайтесь почувствовать, что вы – в сердце Бога, вашего внутреннего пилота. Хотя вы не видели Всевышнего, всё-таки мысленно представьте человеческое существо, всё из золота. Представьте, что Он прямо перед вами, а вы внутри его сердца или в его объятиях, или у его ног. Не думайте, что вам 18 или 40, или 60 лет. Думайте, что вам всего месяц от роду, и что вы внутри самого сердца Всевышнего или в его объятиях.
9. Когда вы вдыхаете, почувствуйте, что вы вдыхаете бессмертные качества Бога, а когда выдыхаете, почувствуйте, что вы предлагаете Богу свое невежество.
В настоящее время мы чувствуем, что невежество – наше достояние. Хотя мы говорим, что невежество – это очень плохо, мы не хотим расставаться с ним. Но мы должны знать, что невежество не является нашим истинным достоянием, наше истинное достояние – покой, свет блаженство. Во время медитации предлагайте Богу своё ложное достояние и принимайте от Бога свои истинные достояния. Просите Бога взять то, что у вас есть и чем являетесь, и дать вам то, что Он имеет и чем Он является. То, что у вас есть – это устремлённость, внутренний зов стать божественным. То, чем вы являетесь – это невежество. Просите Бога взять как ваше устремление, так и ваше невежество, дать вам то, что Он имеет и чем Он является: бесконечность, вечность и бессмертие.
Вопросы и ответы
– Какое значение для духовной практики имеет физическая форма?
Шри Чинмой:
Физическая форма имеет огромное значение. Если у меня болит голова или живот, если я болен, то смогу ли я в этом случае хорошо молиться и медитировать? Но если я в форме, благодаря регулярной физкультуре, то мне не придётся сталкиваться с такого рода проблемами.
Если человек не уделяет никакого внимания физическому, тогда физическое остаётся неозарённым, летаргичным и серьёзным препятствием для устремлённого. И если физическое сознание не устремлено, оно останется отделённым от души. В этом случае, можете быть уверены, вы никогда не достигните совершенства. Физическое должно по-своему устремляться, чтобы развить свою способность удерживать свет. Тогда физическое внесёт свой вклад в духовное, и мы будем способны устремляться намного лучше. Так что физическая подготовка и духовность, подобно левой и правой ногам, должны идти вместе. На одной ноге мы ходить не можем; нам нужны две ноги, чтобы достичь места назначения.
С утра вы молитесь и затем идёте бегать. Таким образом, вы делаете и то, и другое. В один момент вы делаете шаг левой ногой, а в следующий ступает правая. Вы бежите внутренне и внешне. Внутренне вы концентрируетесь и внешне вы выполняете физические упражнения. Таким образом, тело и душа идут вместе.
– Что такое хорошая медитация?
– Меня часто спрашивают, как можно узнать, правильно ли медитируем или просто обманываем себя. Это очень легко определить. Если вы медитируете правильно, у вас появится спонтанная внутренняя радость. Никто не принёс вам хороших новостей, никто вам ничего не дарил, никто вас не похвалил и не восхитился вами, никто ничего для вас не сделал, но у вас появится внутреннее чувство восторга. Если это происходит, тогда знайте, что вы медитируете правильно. Но если вы испытываете умственное напряжение или беспокойство, тогда вы будете знать, что этот способ медитации не для вас.
Есть и другой способ. Если вы действительно войдёте в высший план, вы почувствуете, что ваше тело становится очень лёгким. Хотя у вас нет крыльев, вы почувствуете, что можете почти летать. Фактически, когда вы достигните очень высокого мира, вы действительно увидите внутри себя птицу, которая легко может летать так, как летают настоящие птицы.
Вы также можете узнать, была ли у вас хорошая медитация, по тому, как вы чувствуете себя потом. Если в результате медитации покой, свет и радость выходят изнутри вперёд, знайте, что вы медитировали хорошо. Если вы испытываете хорошее чувство к миру, если вы относитесь к миру с любовью, несмотря на его многочисленные несовершенства, знайте, что ваша медитация была хорошей. Но самый лёгкий путь узнать, была ли у вас хорошая медитация, – это почувствовать, вышли или нет изнутри на передний план покой, свет, любовь и восторг.
Но, пожалуйста, пусть вас не смущает, если вы вначале не можете хорошо медитировать. Даже в обычной жизни одному Богу известно, сколько лет надо практиковаться, чтобы добиться совершенства в чём-либо. Если виртуозный пианист вспомнит, каким был его уровень, когда он впервые начал играть, он рассмеётся. Только через постепенный прогресс он достиг своей теперешней музыкальной высоты. Так же и в духовной жизни, вначале вам может показаться трудным медитировать. Но не старайтесь насильно заставлять себя. Десяти минут рано утром достаточно. Постепенно ваша способность возрастет. Если вы практикуетесь каждый день, вы будете совершать прогресс во внутренней жизни.
– Как можно удержаться от того, чтобы не уснуть примерно после пяти минут медитации?
– Прежде всего, перед тем, как вы начнёте медитировать, пожалуйста, глубоко вдохните несколько раз. С каждым вдохом старайтесь чувствовать, что в вас вливается поток энергии. Затем постарайтесь почувствовать, что вы вдыхаете через разные части вашего тела: глаза, уши, лоб, плечи, макушку головы и так далее. Почувствуйте, что каждое из этих мест является дверью и, когда вы вдыхаете, вы открываете эту дверь. В это время в вас входит энергия из Универсального, Вселенского Сознания.
Вы также можете ущипнуть себя как можно сильнее и постараться почувствовать, что кто-то другой щиплет вас. В то время, когда вы щиплете себя, вам нужно знать, что эта ваше сознательное «я» щиплет ваше бессознательное «я». Но вам нужно чувствовать, что вас щиплет другой человек.
Другая техника – повторять имя Всевышнего как можно быстрее. С огромной концентрацией посмотрите, сколько раз вы можете повторить «Всевышний» при каждом дыхании. Сила, заключённая в повторении этого имени, заполнит всё ваше существо и вы обязательно почувствуете новый прилив жизненной энергии.
Во время медитации всегда старайтесь чувствовать внутри себя динамичное и прогрессивное, а не агрессивное движение. Если есть динамичное и прогрессивное движение, вы не сможете заснуть.
Почувствуйте внутри себя поезд, движущийся к месту назначения. Почувствуйте, что вы сами – скорый поезд, у которого только одно место назначения. Машинист этого поезда постоянно повторяет имя Бога., чтобы получить энергию, запас жизненных сил и все божественные качества. Скорый поезд остановится только тогда, когда достигнет конечной цели своего путешествия; в пути он совсем не делает остановок. Ваша цель – достичь глубокой медитации.
Оригинальная публикация: