Перейти к содержимому

Шри Чинмой. Комментарии к Ведам и Упанишадам

Выдержки из лекций Шри Чинмоя в университетах, 70-е годы ХХ века

Западные мыслители о Ведах.

«Я утверждаю, что для каждого, кто питает интерес к себе, к своим предкам, к своей истории, к своему интеллектуальному развитию изучение Ведической литературы является обязательным».
Макс Мюллер, великий английский востоковед

«Какую бы выдержку из Вед я ни прочитал, она охватывает меня подобно свету более высокого и более чистого светила, которое описывает более величественный путь через более чистый слой свободный от частностей, простой, универсальный. Веды содержат разумное сообщение о Боге»
Генри Торо, американский философ

«Я могу взять на себя смелость утверждать, без намерения сорвать лист с вечно неувядающих лавров нашего бессмертного Ньютона, что всю его теологию (и часть философии) можно найти в ведах».
Вильям Джонс

Комментарии к Ведам.
Когда мы изучаем Веды, нам следует осознавать две разные вещи: эзотерические интерпретации Вед, выполненные просветлёнными духовными Мастерами, и ментальные выводы, сделанные учёными и историками. Каждая эзотерическая интерпретация, даваемая  Учителем, основывается на непосредственном интуитивном видении Истины, в то время как ментальный вывод основывается на непросветлённом ментальном анализе и неуверенном, сомнительном исследовании. Веды предназначены для любящих вечное Время, а не для тех, кому нравится быстротечное земное время. Веды предназначены для тех, кто любит Бога, Истину, а не для тех, кому просто нравится тело мрачной истории, которая воплощает жизнь сложности и путаницы. В отличие от других священных писаний у Вед есть искреннее и храброе сердце, чтобы сказать, что они не являются обязательными; более того, не являются даже важными. Они говорят, что осознание Брахмана, Единого, кроме которого нет ничего другого, — вот что действительно важно и в высшей степени обязательно. Тем не менее, если мы хотим изучать Веды, то нам приходится изучать их с помощью просветлённого Учителя. Сами Веды дают указание искателю истины приближаться к Учителю. Они также говорят, что к Учителю нужно приближаться с сердцем полным смирения и жизнью бескорыстного служения. Есть четыре Веды. Это Риг Веда, Сама Веда, Яджур Веда и Атарва Веда. Риг Веда содержит 10552 мантры. Мантра означает магическую формулу, или, проще говоря, строфу. В Сама Веде 1875 мантр, в Яджур Веде – 2086 и в Атхарва Веде – 5987. Ряд стихов из Риг Веды можно обнаружить также и в других Ведах. Большинство мантр в Ведах представлены в форме яркой поэзии за исключением некоторых мантр, написанных в ритмической и обращающейся к мысли прозе. Веды – самая ранняя поэзия и литературная проза ищущей, страждущей и устремлённой человеческой души. Тому, кто полагает, что ведическая поэзия примитивна, а ведическая литература маловажна, явно недостаёт умственного просветления. Каким образом примитивная поэзия способна предложить всему миру такую величественную и выдержавшую проверку временем мудрость? Верят ли этому другие или нет, но те, кто любит Веды, прекрасно знают, что Веды являются значительным вкладом в мир литературы. Эти возвышенные литературные творения представляют не просто национальный интерес, ибо они дарят интернациональное вдохновение и универсальное устремление. Именно потому, что они интернациональны и универсальны, они пленяют и просветляют искренних искателей разных стран во все времена. Ведические мантры, или магические формулы, помогают нам без ограничений развивать силу воли. Даже если мы не берём на себя труд по заучиванию и повторению этих мантр, мы воспитываем определённую силу воли, просто преданно изучая Веды. Первостепенный вопрос в том, как мы собираемся использовать эту силу воли: доминировать над миром или служить Богу во вселенной. Если мы будем жить в теле ради удовольствий тела, у нас будет желание доминировать над миром. Но если мы будем жить в душе ради преобразования и просветления тела, то мы будем служить Богу, любить человека и исполнять как Бога, так и человека.Есть люди, которые думают, что Веды имеют дело только с духовностью, а не с наукой. Они ошибаются. Продвинутые искатели и духовные Учители полагают, что в Яджур Веде содержится множество научных истин, которые современная наука ещё не открыла или не признала. На научные познания Атхарва Веды также нельзя смотреть свысока. Ведическим провидцам был известен процесс формирования облаков. Они полностью знали различие времён года. Они знали арифметику и работали с числами, выражаемыми миллионами, миллиардами и триллионами. В Яджур Веде есть нечто ещё более поразительное. Там мы видим свидетельство существования самолётов. Для Ведических провидцев обычным было совершать настоящие беспосадочные перелёты на сотни километров* (Яджур Веда, Vajasaneyisamhita 17.59.)  Они знали также секреты геологии, медицины и других наук. И всё это четыре тысячи лет тому назад! Ведическое учение универсально. В Яджур Веде мы ясно видим, что учение Вед – для всех: браминов, кшатриев, вайшьев, шудр, даже для чандал, деградировавших и заброшенных*. Мужчины и женщины равным образом способны изучать Веды. Бог для всех. В Ведической церкви нет высших, нет низших; все равны, все – дети Бога. Эти дети Бога могут жить в сердце Истины и становиться настоящей гордостью Бога.

*В более поздние времена в изучении Вед было отказано шудрам, внекастовым людям и женщинам.

Сказать, что Веды очень сильно заражены аскетизмом и отрешённостью от всего земного, значит выдать своё собственное невежество.* Веды божественно практичны, и их послание представляет постоянную практическую ценность. Нечего и говорить, многие великие Ведические провидцы были главами семей, а большинство их учеников в конце обучения возвращались домой и становились семейными людьми. Учители в провидцах обучали своих учеников тайне вечной жизни, а не тайне нескончаемой смерти, о которой мы узнаём от некоторых любящих разрушение учителей науки. Веды воплощают не депрессию, репрессию, самоистязание, осознание греха или адское сознание. Веды воплощают божественный долг земной жизни и вечно возрастающую красоту небесной жизни. Ведические провидцы приняли сердце жизни, чтобы обосновать изначальную Реальность на земле. Ведические провидцы приняли смертное тело, чтобы нести его в страну Бессмертия. Вдохновение ясного ума им нравилось. Устремление чистого сердца они любили. Осознанием верной души они становились.

*Широко известная индийская философия аскетизма и концепция мира как иллюзии, майи, нашла широкое признание только значительно позднее, начиная с буддизма, а в самом индуизме, главным образом, начиная с великого философа Веданты Шанкары (788-820 н.э.)

 Согласно Ведам, действие является самой существенной частью жизни. Действие — это сознательное принятие нашего земного бытия. Действие нуждается в теле, которое является его храмом и крепостью. Действие нуждается в жизни, которая является его вдохновением и устремлением. Человек действия — это идеальный герой на поле битвы жизни. Он живёт в человеческом теле Бога, земле, и работает ради божественной жизни Бога, Небес. Действие — это внешняя жертва и внутреннее единство. Риг Веда открывает нам высшую тайну о том, какое жертвоприношение мы можем совершать благодаря своему единству. В действии мы видим вселенское присутствие Бога. В действии мы воплощаем дух и являем миру форму. В духе пребывает Бог Абсолют. В форме пребывает  Бог Бесконечность. Провидцы Риг Веды считали Бога вечным Отцом, Матерью и Другом. Они также чувствовали, что Бог — их Возлюбленный. У Бога множество аспектов, но преданный провидец предпочитает аспект Бога Господа. Он молится своему Господу о сострадании и благословении. Он пришёл к осознанию того, что если у него есть Любовь Бога и Бог-Любовь, то ничего другого ему не нужно ни от земли, ни от Небес.Послание Вед, вечное откровение Арийской культуры и цивилизации *, осознание индийских мудрецов и провидцев — это движение, внутренний прогресс, марш жизни к Предначертанной Цели. 

Caraiveti caraiveti(Aitareyabrohmana 7.15) Вперед, вперед!        
* Древние ведийские индийцы называли себя «Aryoh», что значит «благородные». Свою страну на берегах Ганга они называли «Aryovarta» (страна ариев). Поэтому северо-индийскую культуру и северо-индийский язык часто называют арийской культурой и арийским языком. 

Комментарии к Упанишадам
«В целом мире нет учения столь полезного и столь возвышающего, как Упанишады. Они были утешением в моей жизни; они будут утешением в моей смерти. Они продукт высочайшей мудрости. Им предопределено раньше или позже стать верой людей».
Шопенгауэр 

Шри Чинмой об Упанишадах
Упанишады исходят из Вед. Они содержат записи вечных Истин. Эти Истины были открыты разными провидцами в разные времена и переданы человечеству.Упанишады называют также Ведантой. Буквальное значение Веданты – «окончание Вед». Но духовное значение Веданты – это «сливки Вед, вершина внутреннего знания, замысел, цель внутренней жизни». Муктика Упанишада сообщает нам нечто довольно значительное: Tilesu tailavat vede vedantah suspratisthitah (Muktikopanisad 1.1.9) Подобно маслу в семени кунжута, Веданта коренится в своей сути в каждой части Вед.

В чём же различие между дарами, которые мы получаем из Вед, и дарами, которые мы получаем из Упанишад? Веды напоминают сокровищницу — в них есть все, но оно не содержится в надлежащем порядке. К тому же в них довольно много такого, что не является важным для современного мира, для сегодняшней жизни, для развитых людей, для мыслящего или развитого ума. Упанишады приходят нам на помощь. Вдохновение и устремление они берут в Ведах, но у них есть своя собственная оригинальность. Все, что есть хорошего в Ведах, Упанишады с радостью берут и предлагают особым образом. Буддизм — это форма философии Веданты. Но философия Будды подчеркивает особый аспект Веданты. Мы говорим о Будде как о Господе Сострадания. Мы говорим о нравственной этике Будды. Откуда все это исходит? Из Веданты. Но, выражая истину Веданты или Упанишад, Будда предложил собственный внутренний свет особым образом. Вот почему обычным людям трудно поверить, что Веданта была первоисточником учений Будды.В западном мире у нас есть Пифагор и Платон, два великих философа. Вы можете видеть, что философия обоих, особенно Платона, в значительной степени была вдохновлена мыслью Упанишад. К сожалению, люди верят, что западный мир не принял ничего из восточного источника, но это неверно. Суфизм, эмоциональный или психический* мистицизм Запада, также пришел из того же самого источника — Упанишад.Мир получил из Упанишад много значительного, но, к сожалению, мир не хочет приписывать заслугу источнику. Не беда. Ребёнок берет деньги у родителей и говорит своим друзьям, что это его деньги. Друзья его возраста верят, что эти деньги его, но взрослые скажут: «Он не работает. Где он взял деньги?» Они знают, что он получил эти деньги от родителей. Миллионы людей были вдохновлены учением Упанишад, сознательно или неосознанно. В Индии и на Западе есть много путей, много религий, которые приняли изобилие света из Упанишад, но они находят трудным воздать честь источнику. Согласно индийской традиции, когда-то были тысяча сто восемьдесят Упанишад. Каждая произошла от одной ветви Вед, шакхи. Из этого числа оформились двести настоящих Упанишад, а из этих двухсот сейчас прослеживаются сто восемь Упанишад. Если искатель хочет получить какой-то проблеск Истины, Света, Покоя и Блаженства, то он должен прилежно изучать эти сто восемь Упанишад. Если настоящий искатель, истинный искатель, хочет получить из Упанишад обильный свет, то ему нужно изучать тринадцать основных Упанишад. Если он будет изучать основные Упанишады и в то же время захочет жить Истиной, которую воплощают эти Упанишады, то он сможет увидеть лик Божественности и сердце Реальности. Тринадцатью основными Упанишадами являются: Иша, Катха, Кена, Прашна, Мундака, Мандукья, Чхандогья, Брихадараньяка, Тайттирия, Айтарея, Шветашватара, Кайвалья и Маитри Упанишада. Tad ejati tan naijati tad dure tad vad antike…(Isopanisad 5)Это движется, и всё же не движется.Это очень далеко, и всё же, совсем рядом.Это внутри всего, также во вне всего.
 Такое особое послание есть для нас у Иша Упанишады. Для охваченного желанием ума это послание бессодержательное, запутанное и ставящее в тупик. Для устремлённого сердца это послание вдохновляющее и просветляющее. Для раскрывающейся души это послание исполняющее и дающее бессмертие. Брахман, Бог, в Своём Абсолютном аспекте неизменный, но в Своём обусловленном аспекте Он вечно изменяющийся, вечно преобразующийся, вечно эволюционирующий, вечно раскрывающийся, вечно проявляющийся и вечно исполняющийся.Кроме того, Иша Упанишада поразительным образом примиряет работу и знание, Единого и многое, безличностного Бога и личностного Бога. Работа, выполненная с непривязанностью,  настоящее знание. Когда мы сознательно стараемся видеть Бога во всём и в каждом, мы одухотворённо предлагаем себя посвящённому действию. Такое знание есть действие. Единый и многое: мы нуждаемся в Едином для своего самосознания; мы нуждаемся во многом для своего самопроявления. Безличностный и личностный Бог: когда мы живём в безличностном Боге, мы видим Истину в её просветляющем Видении, а когда мы живём в личностном Боге, мы видим истину в её раскрывающейся реальности. Провидцы Упанишад не чувствовали никакой необходимости ходить в храм, никакой необходимости слушать лекции или проповеди и даже изучать книги. Бог был их единственной внешней книгой, и Бог был их единственным внутренним Учителем. Богоосознание было их единственной необходимостью, и Богопроявление было их единственной реальностью.