Перейти к содержимому

Шри Чинмой: «Я ГРАЖДАНИН МИРА»

Журнал «Человек», №6 , 1995 год


На вопрос: «Верите ли вы в Бога?» многие люди отвечают утвердительно. Но вопрос «Что есть Бог?» – вызывает затруднение даже у людей глубокого верующих и нередко становится предметом разногласий и дискуссий между конфессиями. Вот как на этот вопрос (и другие, связанные с ним) ответил в книгах, лекциях и интервью индийский духовный философ и деятель культуры Шри Чинмой.

Шри Чинмой родился в Бенгалии в 1931 году. В течение 20 лет ( с 11-летнего возраста) жил и получал образование в ашраме Шри Ауробиндо. В 1964 году приехал в Нью-Йорк, где первые несколько лет работал в индийском консульстве и издавал духовно-философский журнал. В 1970 году У Тан, Генеральный секретарь ООН, пригласил его проводить медитации Мира для сотрудников этой организации.

Шри Чинмой автор свыше тысячи духовных книг и десяти тысяч песен, читал лекции более чем в ста университетах Америки, Европы и Азии. 29 августа 1993 года в Чикаго ему было доверено открыть пятиминутной медитацией 2-ой всемирный конгресс религий, в котором участвовало около 6000 делегатов от различных конфессий.

ШРИ ЧИНМОЙ: Бог есть бесконечное Сознание, бесконечное Блаженство, но Он может также принимать и конечную форму. Он бесконечен, Он конечен и в тоже время Он превосходит как бесконечное, так и конечное. Он есть жизнь, он есть смерть, и, опять же, Он – за пределами как жизни, так и смерти. Бог есть всё, но каждой личности следует почувствовать, чем для неё является Бог. Бог может быть бесконечным Светом, бесконечным Сознанием, бесконечной Силой, бесконечной Энергией. Он может принимать личностную форму, но Он также может быть и безличностным и не иметь формы.

Давайте порассуждаем относительно одного из качеств Бога, называемых вездесущностью. Бог вездесущ и поскольку Он во всм, Он также и в конечном. Конечное и бесконечное согласно нашему поверхностному пониманию противоположны друг другу. Но с высшей точки зрения они едины. Конечное и бесконечное всегда хотят быть вместе. Конечное стремится постичь Абсолют, высочайшее, являющееся бесконечным. Бесконечное хочет проявить себя в конечном и через конечное.

Человек и Бог вечно едины. Бог есть человек, которому ещё предстоит реализовать бесконечность Бога, и человек есть Бог, которому предстоит ещё проявить божественность человека.

Реализация Бога есть раскрытие себя в высочайшем смысле этого слова. Богореализация означает отождествление человека со своим абсолютно высшим Я. Когда вы реализовали Бога, вы осознаёте, что есть Бог, как Он выглядит, чего Он желает. Вы пребываете в сознании Бога и пребываете с Богом лицом к лицу. Вы видите Бога как в конечном, так и в бесконечном аспектах. Это не игра ума и не галлюцинации, а живая реальность. Она более достоверна, чем моё восприятие вас, находящихся рядом со мной. Когда мы говорим с человеком, всегда присутствует завеса несовершенства, непонимания… Но между Богом и тем, кто реализовал его, не может быть невежества, нет такого занавеса. Поэтому вы можете говорить с Богом более отчётливо, более интимно, более открыто, чем с человеком. Богореализация является наиболее значительным достижением человека. Такой человек чувствует себя сознательной частью Бога. Он идёт за пределы сознания тела и становится единым с неограниченными способностями души. Всё его внутреннее существо переполняется покоем, равновесием, самообладанием и Светом. Но Богореализация не может быть выражена человеческим языком. Тот, кто реализовал Бога, бесконечно выше обычного человеческого существа и для выражения этого сознания не существует человеческих слов

Богореализация имеет разные уровни. Есть люди, которые реализовали Бога на витальном плане сознания. Другие на физическом плане, на ментальном плане или интуитивном. Некоторые реализовали его на супраментальном плане, который выше высочайшего ума и далеко за пределами ментального плана. Но величайшие йоги реализовали его на всех планах сознания. Их действия всегда исходят из сознания Бога. И поскольку они действуют из Божественного Сознания и абсолютно едины с космической игрой Бога, они имеют полное право сказать, что едины с Богом. Христос был абсолютно прав, когда сказал: «Я и Отец Мой едины».

Реализованной личности не нужно и не хочется вести себя необычно. Что она реализовала? Первичную истину в Боге. И кто есть Бог? Бог есть тот, кто абсолютно нормален. После реализации высочайшего человек по-прежнему ест, спит, разговаривает и дышит, как и другие люди. Но духовный человек способен почувствовать в себе необыкновенный покой и чистоту. Недуховные люди часто думают, что реализованная личность должна творить чудеса в каждое мгновение. Но чудеса и Богореализация не обязательно идут вместе. Когда кто-то реализовал высочайшее, это означает, что он обладает покоем, светом и блаженством в бесконечной мере. Если вы войдёте в его сознание, то неизбежно почувствуете в нём все это. Но если вы ожидаете что-то ещё от реализованной души, тогда вы совершаете большую ошибку.

ВОПРОС: Был ли кто-нибудь из учеников Иисуса Христа Богореализованной личностью?

ШРИ ЧИНМОЙ: Если бы кто-то из Его учеников был готов, то Христос сразу бы дал ему реализацию для того, чтобы тот мог возложить на свои плечи часть обязанностей Христа. На физическом плане, если у вас есть что-то, то вы можете не давать это другим, чтобы им не принадлежала та же слава. Но на духовном уровне не так. На духовном плане, если я получаю что-то, то я полностью готов отдать это. Я знаю, что человек, который получает то, что я даю, сможет более эффективно работать на Всевышнего. Однако, в духовном мире невозможно давать тому, кто не готов принять. Худшее из проклятий – стать Гуру. Страдания, через которые проходит истинный Гуру, становясь единым со своими учениками – настоящая пытка. Однажды став Гуру, вы должны научиться каждый миг пить яд и ничего больше. Христос без промедления бы дал реализацию своим ученикам, но кто готов был принять её? Один ученик предал Его, другой отрёкся от Него, третий усомнился в Нём… Его ученики сделали с ним всё, что только можно было сделать. Некоторым из них лишь не представилось возможности, а то и они бы совершили много небожественного. Такова судьба всех духовных Учителей.

ВОПРОС: А что стоит понимать под «освобождением»?

ШРИ ЧИНМОЙ: Освобождение души избавили себя от привязанностей, ограниченности, несовершенств. Они стали свободными от невежества, от мирских небожественных качеств. Но освобождение гораздо ниже реализации. Освобождения можно достичь в одной инкарнации, а реализации в последующих. Но можно обрести и освобождение и реализацию в течение одной жизни. Но невозможно реализоваться без первоначального освобождения.

Освобожденная душа будет вдохновлять других быть чистыми, простыми, добросердечными и любящими. Огромная чистота и искренность будут струиться из неё, и другие захотят прикоснуться к ней, заговорить с ней, посмотреть ей в лицо. Мирская тьма, нечистота и прочее не проникнет в освобожденную душу, если она начеку и не допускает этого. Освобожденная душа умеет жить в комнате святости. Но она боится, что войдя в полную нечистоты кухню, снова станет жертвой тёмных сил, как это было до её освобождения. Реализованные души чрезвычайно могущественны. Они знают, кто они и откуда пришли. Силой своего универсального и трансцендентального сознания они могут проникнуть в невежество человечества, в сознание Земли и озарить его своим светом.

Освобожденная душа подобна ребёнку, она прелестна и чиста. Но как сильно вы можете рассчитывать на ребёнка? С его возможностями вам не удастся далеко продвинуться или достичь высшего. Реализованная же душа подобна зрелой личности, которая в состоянии предложить огромное устремление, свет, мудрость, живую реальность. Освобожденная душа будет вдохновлять вас идти своим путем, но реализованная душа не только вдохновит вас, но и проведёт к вашему предназначению. Она не только проводник, не только путь, но и сама цель. Освобожденная душа обычно не заботится о проявлении Бога. Она чувствует, что поскольку освобождена, то её роль в космической драме завершена. Но реализованная душа взывает к проявлению Богу, она чувствует, что раз она реализована, то её роль в космической драме только началась.

Но реализации недостаточно. После реализации мы должны открыть её. Если мы не открываем нашей реализации, мы действуем подобно скряге, который укрывает свои богатства. Это неправильно. Мы должны предложить свою реализацию в форме открытия человечеству. Если мы не проявили то, что мы реализовали здесь на Земле, если Мать Земля не получит плод нашей реализации, мы не сможем по-настоящему осуществить себя. Проявление реализации должно происходить здесь, на Земле. Когда же проявление это происходит, неизбежно расцветает совершенство. Высшее совершенство – это не что иное, как абсолютное проявление трансцендентальной воли Бога здесь, на Земле.

ВОПРОС: В индийской духовной философии существует такое слово как «Аватар», означающее нисхождение Бога на Землю. Есть ли разница между йогом и Аватаром?

ШРИ ЧИНМОЙ: Разница между йогом и Аватаром подобна разнице между ребёнком и находящимся в расцвете сил взрослым человеком. Нужно быть на очень, очень высоком уровне духовного сознания. Чтобы на йоту осознать уровень Аватара. Шри Кришна был Аватаром, но только 5 человек видели это. Шри Рамакришна был Аватаром, и очень немногие видели это. Христос был Аватаром, но очень немногие люди знали об этом. Йог бесконечно выше мудреца или святого. Йог – это тот, кто един с Высочайшим. Но Аватар – это воплощенная часть Бога, которая постоянно действует как в Высочайшем, так и в низшем одновременно. Йоги поднимаются на некоторый высокий уровень и там действуют. Если сходят вниз с этого высоко уровня для того, чтобы поднять сознание человечества, они не могут действовать хорошо и иногда теряются. Йоги достигают определённого высокого уровня сознания и тогда способны помочь тем, кто также подходит к этому уровню. Аватар же способен находиться как в Высочайшем, так и в низшем и при этом, действуя на низшем уровне, он не затрагивается этим уровнем.

ВОПРОС: Как следует относиться к словам Иисуса Христа, что никто не сможет прийти к Богу, как только через Него.

ШРИ ЧИНМОЙ: Он подразумевал, что ищущий должен идти через Христа как бесконечное Сознание, а не через Христа как конкретную личность. Мы глубоко заблуждаемся, если думаем, что Христос имел ввиду нечто другое, говоря эти слова. Речь идёт о бесконечном Сознании.

Христос, Будда, Шри Кришна и все великие духовные Учителя пришли из одного и того же божественного источника. Если мы скажем, что Христос – единственный Спаситель, тогда немедленно кто-то из последователей Шри Кришны скажет: «Нет, Кришна – единственный Спаситель». И тут возникает проблема. Нам следует чувствовать, что Всевышний – единственный Спаситель. Это он вошёл в форму Кришны, Рамакришны и в другие формы. Они вечно едины: Христос, Будда, Кришна и другие Аватары. Когда Аватар на Земле, Он воплощает сознание всех других Аватаров, которые приходили до него. Шри Рамакришна сказал своему любимому ученику Вивекананде: «Тот, кто Рама, тот, кто Кришна в одной форме – Рамакришна». И если мы воспринимаем Иисуса Христа как Бога, бесконечное Сознание, тогда мы не можем отделить от Христа Шри Кришну, Будду, Шри Рамакришну…

ВОПРОС: В чём различие между учением Иисуса Христа и традиционными индийскими путями йоги?

ШРИ ЧИНМОЙ: В высшем понимании разницы не существует. Христос реализовал Бога и предложил Бога человечеству. В йоге существует четыре пути. Три основные пути: путь карма йоги, или самоотверженного действия; путь бхакти йоги, или путь любви, преданности и самоотречения; и путь джнана йоги, или мудрости. Внутри джнаны йоги есть важное ответвление, которое мы называем раджа йогой, или йога мистицизма. Эти все пути ведут к предначертанной цели. Поскольку учение Христа основывалось на любви и сострадании, оно попадает в категорию бхакти йоги. Но опять-таки, нам нужно знать, что любовь сама есть мудрость. Говорить, что любовь – это одно, а мудрость – нечто другое, неверно. Тот, кто любит Бога, обладает высочайшей мудростью. Любовь и мудрость не могут быть разделены. Если я люблю кого-либо, то я служу ему постоянно. Само назначение моей любви – служить тому, кого я люблю. Таким образом, любовь – это служение и любовь – это мудрость. Но когда мы хотим дифференцировать пути, мы можем говорить, что вот это – любовь, это – мудрость, это – служение и т.д.

Итак, возвращаясь к вопросу, в наивысшей сущности Учений разницы нет. Но даже по одному и тому же предмету у каждого Учителя свой, отличный от других, способ интерпретации и выделения различных сторон истины. Высшая сущность Учения Христа и сущность йоги – это сознательное единство с Богом. Христос сказал: «Я и Отец Мой едины». Мы индусы, говорим: «Я Брахман». Брахман – это абсолютная трансцендентальная реальность Истины. Христос совершил сорок четыре чуда и дал наиболее плодотворную, из души исходящую Проповедь. Но Он стал Сердцем, Головой и дыханием Жизни человечества не благодаря своим чудесам, но потому что Он произнёс одно-единственное: «Отец, да будет Воля Твоя». Мир принял его, хранит и бережёт сокровенно и поклоняется Ему за эту божественную фразу: «Отец, да будет Воля Твоя». Духовные Учителя стремятся адаптировать самих себя к обстоятельствам, к пробуждающемуся сознанию каждой индивидуальности. Некоторые индивидуальности находят, что им легче следовать путём Любви, тогда как другие находят, что им легче следовать путем Мудрости. Есть также те, кто считает, что легче следовать путём самоотверженного действия. Но цель, Вечная цель остается одной и той же. Те, кто следует традиционными индийскими путями йоги, в конце концов поднимутся к той же самой цели. Цель всегда одна, а дорог к ней может быть несколько.

***

Я родился в индуистской семье. Другой человек, допустим, мусульманин, а третий христианин. Но когда мы молимся и медитируем, мы входим в Универсальное сознание и это Универсальное сознание становится неотъемлемой частью нашей жизни. В это время не существует ни индуизма, ни ислама, ни христианства. Есть только единство.

Я родился в Бенгалии, следовательно, я бенгалец. Бенгалия находится в Индии, значит, я индус. Индия относится к Азии, значит, я азиат. Азия – это один из континентов мира, следовательно, я принадлежу всему миру. Я гражданин всего мира. Каждый человек осознанно или неосознанно прогрессирует. В силу этого прогресса человеческая душа видит и чувствует своё единство с другими. Вы можете называть меня бенгальцем. Но благодаря своей внутренней реализации я могу сказать, что я космополит, также как Сократ сказал, что он принадлежит всему миру.

Оригинальная публикация: